23 апреля 2017 г.

Эко-литературный тест




Познавательные комментарии для тех, кто прошел тест

Проказница-Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
(Иван Крылов «Квартет»)

«Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту». («Бременские музыканты»)

«Есть ещё одно стопроцентное средство вывести бородавки — ночью отправиться на свежую могилу плохого человека с дохлой кошкой, и когда за ним явятся черти, швырнуть им вслед закоченевшую кошку со словами: «Черт за мертвецом, кот за чертом, бородавки за котом, — тут и дело с концом, все трое долой от меня!» (Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Речь идет о романе «Последние дни Помпеи», написанном под воздействием известной картины Карла Брюллова. Как известно, Помпеи были стерты с лица земли в результате извержения Везувия.

По легенде, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя Ио. Прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется коровьим или бычьим бродом, то есть Босфором.
И. Айвазовский "Вид на Константинополь и Босфор"

Бернард Шоу
Свою автобиографию Джордж Бернард Шоу начинает словами о том, что не ест мясо, рыбу и дичь, а также не курит и не употребляет спиртное и наркотики. Убеждённым вегетарианцем писатель стал в возрасте 25 лет. Шоу тщательно рассчитывал калорийность употребляемых продуктов, следил за своим режимом питания, учитывая возраст, вес, профессию, ежедневно взвешиваясь на кабинетных весах.
«Зачем требовать от меня отчёт, почему я питаюсь как порядочный человек, — говорил писатель. – Если бы я ел обожженные трупы невинных существ, у вас было бы основание спрашивать, отчего я так поступаю».

Когда Марлен Дитрих приехала в Советский Союз, её спросили: «Что бы вы хотели увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, Мавзолей?» И эта недоступная богиня вдруг тихо ответила: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Дитрих на коленях перед Паустовским
Сказать, что присутствующие были ошарашены, — значит не сказать ничего. Мировая звезда — и «какой-то» Паустовский?! Что за бред?!
Но всех — на ноги! И к вечеру Паустовского, уже тяжелобольного, наконец, разыскали. То, что произошло тогда на выступлении Дитрих, стало легендой. На сцену вышел, чуть пошатываясь, старик. И мировая звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, — вдруг, не сказав ни слова, опустилась перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было узким, нитки стали лопаться и камни посыпались по сцене. А она поцеловала его руку, а потом прижала к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами.
И весь большой зал сначала замер, а потом вдруг — медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! — начал вставать. И буквально взорвался аплодисментами!
А потом, когда Паустовского усадили в кресло, и зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих объяснила, что самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» , который она случайно прочитала в переводе в каком-то немецком сборнике. «С тех пор я чувствовала некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал. И вот — сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо!»

Кристофер Робин Милн открывает памятник Винни
Виннипег (Винни) — самка американского чёрного медведя, которая жила в Лондонском зоопарке с 1915 года до своей смерти в 1934 году.
Винни в 1914 году приобрёл маленьким детёнышем лейтенант канадской армии Гарри Колборн. Он купил её перед отправкой на Западный фронт в Европу за $ 20 у охотника, который, вероятно, застрелил её мать, в городке Уайт-Ривер (провинция Онтарио, Канада) и тайно вывез в Великобританию. Медвежонок сразу стал неофициальным живым талисманом корпуса, где Колборн служил ветеринаром. Колборн решил назвать медведицу в честь своего родного города Виннипег, или, сокращённо, «Винни». Перед отъездом на фронт во Францию, Колборн оставил Винни в Лондонском зоопарке, а после войны отказался от мысли вывезти медведицу обратно в Канаду и оставил её в дар зоопарку. Винни прожила в Лондонском зоопарке почти 20 лет и умерла 12 мая 1934 года. Всё это время медведица находилась на довольствии ветеринарного корпуса, о чём в 1919 году на её клетке сделали соответствующую надпись.
Винни пользовалась большим вниманием и любовью посетителей Лондонского зоопарка, среди её поклонников был сын писателя А. Милна. В 1924 году четырёхлетний Кристофер Робин Милн впервые увидел медведицу Винни и сменил в её честь имя своего плюшевого мишки с «Медведь Эдвард» на «Винни-Пух». Это, в свою очередь, вдохновило его отца на написание книг о Винни-Пухе.
Благодаря книгам о Винни-Пухе медведица Винни приобрела огромную популярность в мире.
В сентябре 1981 года 61-летний Кристофер Робин Милн открыл в Лондонском зоопарке памятник медведице Винни в натуральную величину (скульптор Лорн Маккин).

«Я споткнулся о чью-то ногу. Спящий перевернулся на другой бок, простонал, но не проснулся.
И тогда в темноте раздался внезапно резкий крик: «Пиастры! Пиастры! Пиастры! Пиастры! Пиастры! » И так дальше, без передышки, без всякого изменения голоса, как заведенные часы.
Это Капитан Флинт, зеленый попугай Сильвера! Это он хлопал крыльями и стучал клювом, долбя обломок древесной коры. Вот кто охранял спящих лучше всякого часового, вот кто своим однообразным, надоедливым криком возвестил о моем появлении!» (Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»)

Фрагмент картины "Погоня"
«В начале 1895 года я задумал написать еще одну картину. В моем воображении она рисовалась так: лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков.
Я стал писать этюды каждого из двенадцати волков в отдельности, много работая над композицией картины и схемой красок.
Когда предварительная работа была закончена, я начал писать картину на большом полотне. Работа шла хорошо, и картина вскоре была готова. Назвал я ее «Погоня».
Жюри Парижского салона приняло у меня шесть этюдов, но большую картину отклонило. Вопреки этому она пользовалась большим успехом, и я слышал самые лестные отзывы со всех сторон.
Президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт, сам страстный охотник, остановился перед этим моим большим полотном и воскликнул:
— Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки! Как бы мне хотелось приобрести ее!
— Почему же вы этого не сделаете? — поспешил спросить я.
— О, это мне далеко не по средствам, — ответил президент.
Рузвельт попросил меня сделать копию центральной части картины с изображением волка-вожака. Эта картина до сих пор висит в картинной галерее имени Теодора Рузвельта». (Из воспоминаний Э. Сетон-Томпсона)

Кадр из м/ф "Снежная королева"
«У родителей под окнами было по большому деревянному ящику; в них они разводили зелень и коренья, а еще в каждом ящике росло по небольшому кусту роз, кусты эти чудесно разрастались. Вот и додумались родители поставить ящики поперек желобка; они тянулись от одного окна к другому, словно две цветочные грядки. Усики гороха свисали с ящиков зелеными гирляндами; на розовых кустах появлялись все новые побеги: они обрамляли окна и переплетались — все это было похоже на триумфальную арку из листьев и цветов». (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве»... 
«Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине? ! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита») 

Гёте не просто любил фиалки, а занимался оригинальным способом их разведения. Так, выходя на прогулку по окрестностям своего родного Веймара, он всегда брал с собой пакетик с семенами этих цветов и высевал их во всех подходящих для этого местах. В результате, ещё при жизни поэта пригороды Веймара покрылись цветущими лужайками фиалок, которые немцы до сих пор называют «цветами Гёте». А немецкие садовники вывели огромное количество сортов душистой фиалки, названных ими в честь героев произведений Гете. 

Впервые запах сирени появляется в романе «Обломов» во сне Ильи Ильича. Ольга сорвала ветку сирени во время свидания с Обломовым и уронила её от удивления и разочарования. Нарочно брошенная Ольгой ветка становится символом её досады. Как намёк на взаимность и надежду на  возможное  счастье  Илья Ильич поднял  её и явился с ней на следующее свидание. Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает Ольга сирень по канве, делая вид, словно узор выбрала совершенно случайно. Но для обоих сиреневая ветка стала символом их любви и счастья.  «Пока между нами любовь в виде лёгкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки…», — писал Обломов  в своём письме. О ветках сирени как символе одиночества и ушедшего счастья упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…»


«День триффидов»  — научно-фантастический роман Джона Уиндема, вышедший в 1951 году. Русскоязычному читателю стал известен благодаря переводу писателя-фантаста Аркадия Стругацкого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий