18 октября
исполняется 80 лет со дня рождения
известного российского писателя-фантаста
Кира Булычева. Творчество Кира Булычева
потрясает своими объемами. Кто-то знает
его детские истории о приключениях
Алисы Селезневой, кто-то — юмористические
рассказы о жителях города Великий
Гусляр, кто-то — «взрослые» произведения,
написанные в традициях классической
научной фантастики, кто-то — «забойные»
приключенческие подростковые повести
об Андрее Брюсе или Коре Орват, кто-то
— научно-популярные книги о пиратах
Индийского океана и правителях
Средневековья... Чтобы все это издать в
одном собрании, потребуется с полсотни
томов. Кажется, для того, чтобы все это
написать, мало одной жизни. А ведь Игорь
Всеволодович Можейко, действительно,
жил параллельно три жизни...
ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ
Родился будущий
ученый и писатель 18 октября 1934 года в
Москве, в Банковском переулке возле
Чистых прудов. Так началась его первая
жизнь — та, в которой он был Игорем
Можейко. В столице в основном прошли
его детство и юность, за исключением
года, проведенного во время войны в
Чистополе, — уже в 1942 его семья вернулась
в Москву, одними из первых эвакуированных.
Друзья детства
вспоминали, что Игорь Можейко уже в те
годы был выдумщиком и заводилой. Они
ходили в походы, создали общество Кто
Во Что Горазд — сокращенно КоВЧеГ,
писали стихи, создавали рукописные
журналы. После школы Игорь Можейко
поступил в Московский Государственный
педагогический институт иностранных
языков им. Мориса Тореза, который окончил
в 1957 году. Поступил не по собственному
желанию — по «комсомольской разнарядке».
Стране были нужны переводчики, хочешь
получить высшее образование — учи
языки. В институте Игорь Можейко активно
писал стихи. В
год окончания вуза он женился на студентке
Архитектурного института Кире Алексеевне
Сошинской, ставшей его спутницей на всю
жизнь и одним из его художников-иллюстраторов.
Женатым в те
годы сравнительно просто было выехать
за рубеж — есть гарантии, что не останется.
И Игорь Всеволодович был направлен в
Бирму, где советские специалисты помогали
на строительстве Технологического
института. Здесь он был и переводчиком,
и завхозом, а потом и корреспондентом
Агентства печати «Новости» и журнала
«Вокруг света».
Влюбившись в
загадочную восточную страну, Можейко
занялся исследованием ее истории и
культуры и по возвращении в Москву
поступил в аспирантуру Института
востоковедения АН СССР, которую закончил
в 1962 году. А в 1965 защитил кандидатскую
диссертацию по теме «Паганское государство
(11—13 века)».
Первыми текстами
будущего писателя были очерки о Бирме
для «Вокруг света». В этом же журнале
вышел его первый художественный рассказ
«Маунг Джо будет жить», подписанный еще
настоящим именем.
Алиса Селезнева в исполнении Н.Гусевой |
Однако уже в
1965 году его повесть «Девочка, с которой
ничего не случится» предложили напечатать
в альманахе «Мир приключений». Это было
первое произведение об Алисе Селезневой
— подборка веселых и трогательных
историй, случившихся с отцом и дочерью
в далеком тогда еще 21 веке, навеянные
реальным общением с дочерью Алисой.
О появлении
псевдонима Игорь Всеволодович рассказывал
так:
«Я к этому
времени уже заканчивал аспирантуру и
представил себе, как приду в институт,
когда это будет напечатано, и мне скажут:
«Вот вы, товарищ Можейко, на овощную
базу не пришли, к товарищу Ивановой не
по-товарищески отнеслись, опоздали на
собрание и еще пишете фантастику!». Мне
стало так страшно, что я решил скрыться
за псевдонимом. А так как времени на это
не было, то я взял имя своей жены (Кира),
фамилию мамы (Булычева), составил из
этого такое вот механическое образование
и подписал произведение: «Кир Булычёв».
И подпись эта — она как бы оторвалась
от меня и уже звучала, существовала сама
по себе. И менять ее мне как-то было уже
неудобно — перед этим Киром Булычевым.
Вот так он и остался».
Остается только
добавить, что не все редактора с пониманием
отнеслись к этой конструкции, поэтому
в ранних публикациях появились вариации
«Кир. Булычев» (с точкой-сокращением) и
«Кирилл Булычев».
Вот так началась
его вторая жизнь — жизнь популярного
писателя Кира Булычева.
ЖИЗНЬ ВТОРАЯ
В самых первых
своих рассказах Кир Булычев нашел ту
неповторимую, ту уникальную интонацию,
которая всегда отличала его от других
писателей. В те годы все писали о будущем
— о том, какие героические будут люди,
какие невероятные подвиги и открытия
они совершат, какие удивительные
приключения выпадут на их долю... Все
это есть и в первых произведениях Кира
Булычева, но отличие в том, что ему важны
не подвиги, открытия и приключения, а
эти самые люди, которые, несмотря на
невероятность мира и груз событий,
остаются простыми, добрыми — человечными!
Не зря одна из первых его книг называлась
«Люди как люди». В повести «Половина
жизни» обыкновенная земная женщина,
попавшая в плен к злобным инопланетянам,
отдает жизнь в борьбе за свободу
негуманоидных существ. А герой рассказа
«О некрасивом биоформе», внешность
которого радикально изменена для работы
на далекой планете, трогательно боится,
что его в таком виде увидит возлюбленная...
Е. Семенова |
Темы произведений
подсказывала сама жизнь. Из адресной
книги 19 века Кир Булычев выписал имена
персонажей, которыми заселил небольшой
городок Великий Гусляр, отличающийся
от других среднерусских населенных
пунктов только тем, что уж больно часто
здесь происходят чудеса.
Книги Кира
Булычева выходили одна за другой, а в
конце семидесятых годов фантастикой
всерьез заинтересовались кинематографисты.
Так началась третья жизнь Кира Булычева
— жизнь кинодраматурга, по сценариям
которого снято больше всего фантастических
фильмов.
ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ
Первыми соавторами
Кира Булычева в кино оказались такие
маститые режиссеры, как автор мультфильмов
о Чебурашке и крокодиле Гене Роман
Качанов, постановщик популярной
фантастической кинодилогии «Москва —
Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»
Ричард Викторов и ведущий российский
комедиограф Георгий Данелия. Результатом
их совместного творчества стали фильмы
«Тайна третьей планеты», «Через тернии
к звездам» и «Слёзы капали». За два
первых Кир Булычев получил Государственную
премию. Официальное правительственное
сообщение об этом событии раскрыло
инкогнито, сообщив, что «Кир Булычев —
псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко».
М/ф "Тайна третьей планеты" |
В 1990 году вышел
фильм «Подземелье ведьм», снятый по
одноименной повести 1987 года. Кроме киносценариев,
Кир Булычев писал и пьесы. «Осечка-67»
была поставлена на Ленинградском
телевидении, а «Товарищ Д.» — в Московском
театре «Лаборатория».
Андрей Щербак-Жуков
Что ни говори, а для советских школьников Кир Булычев был и останется прежде всего создателем прекрасного и загадочного образа гостьи из будущего - Алисы Селезневой. Интересно, что художник-постановщик мультфильма «Тайна третьей планеты» Наталья Орлова нарисовала Алису со своей дочери, ныне известной актрисы театра и кино Екатерины Семеновой. А в московском
парке «Дружба», что возле метро «Речной
вокзал», поклонниками творчества Кира
Булычева и телесериала «Гостья из
будущего» из рябин посажена целая Аллея
имени Алисы Селезневой.
Рябиновая аллея им. Алисы Селезневой в Москве |
Книги, которые могут вас заинтересовать:
Игорь Можейко "7 и 37 чудес"
Игорь Можейко "7 и 37 чудес"
Древние знали
семь чудес света. О них писал еще Геродот.
Но мир Геродота ограничивался землями,
известными древним грекам. А между тем
на Ближнем Востоке, как и за его пределами,
в странах Азии и Африки, было создано
немало замечательных памятников
архитектуры и искусства. В этой книге
сделана попытка рассказать как о чудесах,
известных Геродоту, так и о некоторых
памятниках, о которых он не знал.
Игорь Можейко "Пираты. Корсары. Рейдеры. Тайны морей и островов"
Игорь Можейко "Пираты. Корсары. Рейдеры. Тайны морей и островов"
Имя великого
отечественного писателя-фантаста Кира
Булычева известно в нашей стране всем
- детям и взрослым. Однако И.В.Можейко,
работавший под псевдонимом Кир Булычев,
был не только мастером фантастики, но
и ученым - историком и востоковедом, и
его книги о нашем прошлом ни в чем не
уступают его захватывающим произведениям
о далеком будущем...
Перед вами две истории, разные, но одинаково интересные.
В одной вы узнаете о возникновении и развитии европейского пиратства: "джентльмены удачи", морские сражения, пиратские войны... В другой - об удивительных географических открытиях далекого прошлого, открытиях, о которых рассказывают не в учебниках истории, а в древних рукописях или изустных преданиях, зачастую давно уже превратившихся в легенды.
Перед вами две истории, разные, но одинаково интересные.
В одной вы узнаете о возникновении и развитии европейского пиратства: "джентльмены удачи", морские сражения, пиратские войны... В другой - об удивительных географических открытиях далекого прошлого, открытиях, о которых рассказывают не в учебниках истории, а в древних рукописях или изустных преданиях, зачастую давно уже превратившихся в легенды.
Как интересно
ОтветитьУдалить