— Это
и есть Амстердам? — спросила я
водителя.
— И
да и нет, — ответил он. — Амстердам
как годовые кольца у дерева: чем ближе
к центру, тем он старше.
Амстердам. Вид с высоты птичьего полёта |
Все
случилось неожиданно: мы съехали с
шоссе, и появились ряды домов, словно
из моего воображения, опасно накренившихся
над каналами, вездесущие велосипеды и
кофейни с объявлениями «Большой зал
для курящих». Мы проехали через канал,
и с верхней точки моста я увидела десятки
плавучих домов, пришвартованных вдоль
берегов. В этом не было ничего американского.
Это походило на ожившую старинную
картину, пронзительно идиллическую под
утренним солнцем, и я подумала: как
чудесно и странно было бы жить там, где
практически все построено уже умершими!
— А
что, эти дома очень старые? — спросила
мама.
— Многие
из домов над каналами построены в
Золотом — семнадцатом — веке, —
ответил таксист. — У нашего города
богатая история, хотя многих туристов
интересует только квартал красных
фонарей. — Он помолчал. — Приезжие
считают Амстердам городом грехов, но
на самом деле это город свободы. А в
свободе большинство видит грех.
Плавучий дом |
Все
номера в гостинице «Философ» были
названы в честь философов. Нас с мамой
поселили на первом этаже в Кьеркегоре,
а Огастуса на втором, в Хайдеггере.
Отель "Философ" |
«Философ» находился рядом с Вондельпарком, самым знаменитым парком Амстердама.
Вдоль
каналов повсюду росли старые вязы, и
ветер сдувал с них семена, похожие,
клянусь, на розовые лепестки, лишенные
красок. Бледные лепестки роз собирались
на ветру в птичьи стаи — тысячи
лепестков, будто летний снегопад.
Вондельпарк в Амстердаме |
Пожилой
мужчина, уступивший нам место, увидел,
куда мы смотрим, и сказал по-английски:
— Амстердамский весенний снег. Вяз бросает в воздух конфетти, приветствуя весну.
— Амстердамский весенний снег. Вяз бросает в воздух конфетти, приветствуя весну.
Уже стемнело, когда мы
шли вдоль канала. Через квартал от
«Оранжи» мы остановились у скамьи,
окруженной старыми ржавыми велосипедами,
прицепленными к велосипедным стойкам
и друг к другу, сели рядышком лицом к
каналу, и Гас обнял меня за плечи.
Над кварталом красных
фонарей мерцал световой ореол. Хотя
фонарям в квартале полагалось быть
красными, источаемое ими сияние было
жутковато-зеленого оттенка.
Квартал красных фонарей |
Парковаться
пришлось за квартал от дома Анны Франк,
и пока Лидевью стояла в очереди, чтобы
взять нам билеты, я сидела спиной к
маленькому деревцу и глядела на
пришвартованные жилые лодки на канале
Принсенграхт.
Мы
начали с комнаты с видеофильмом о евреях
в Нидерландах, вторжении нацистов и
семье Франк. Затем мы поднялись в дом
над каналом, где Отто Франк вел свой
бизнес. Вскоре я смотрела на знаменитый
книжный шкаф, за которым прятались Анна
Франк, ее семья и еще четыре человека.
Канал Принсенграхт |
В
конце коридора огромная, больше словаря,
книга содержала имена 103 000 погибших
в Нидерландах во время холокоста (только
5000 из депортированных голландских
евреев, как гласила табличка на стене,
выжили. Пять тысяч Отто Франков). Книга
была открыта на странице с именем Анны
Франк, но меня поразило, что сразу за
ней шли четыре Аарона Франка. Четыре.
Четыре Аарона Франка без посвященных
им музеев, без следа в истории, без
кого-то, кто плакал бы по ним. Я про себя
решила помнить и молиться за четверых
Ааронов Франков, пока буду жива (может,
кому-то и нужно верить во всемогущего
Бога по всем правилам, чтобы молиться,
но не мне)
На следующее утро, в
наш последний день в Амстердаме, мама,
Огастус и я прошли полквартала от
гостиницы до Вондельпарка, где заглянули
в кафе возле Музея национального
голландского кино. За чашкой латте,
который, как объяснил нам официант,
голландцы называют неправильным кофе,
потому что в нем больше молока, чем кофе,
мы сидели в кружевной тени огромного
каштанового дерева и в подробностях
пересказывали нашу встречу с великим
Питером ван Хутеном.
Музей национального голландского кино |
Рийксмузеум |
Комментарии
Отправить комментарий