К основному контенту

200 лет со дня рождения Евгении Тур

Сестры Сухово-Кобылины: Елизавета, Софья и Евдокия.
Художник П.Н.Орлов
Графиня Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир (1815-1892)  (псевдоним Евгения Тур) - известная русская писательница, фигура неординарная, в чем-то даже скандальная, активная сторонница движения за права женщин, «русская Жорж Санд», как называли ее современники. Она была родной сестрой знаменитого драматурга А.В.Сухово-Кобылина и матерью Е.А.Салиаса де Турнемира, прославившегося своими историческими романами. Ее дочь Мария была замужем за героем русско-турецкой войны 1877-1878 гг., видным государственным деятелем генералом И.В.Гурко. Литературное творчество Е.Тур, некогда весьма популярное, не выдержало проверку временем, но жизненный путь оставил заметный след в общественной жизни России середины XIX в.
Е.В.Салиас де Турнемир была представительницей старинного дворянского рода Сухово-Кобылиных, происходившего, как и Романовы, от  боярина Андрея Ивановича Кобылы. В имении Сухово-Кобылиных — Кобылинке Мценского уезда Тульской губернии, хранились семейные реликвии, свидетельствовавшие о том, что предки писательницы по отцовской линии играли значительную роль еще при дворе Ивана Грозного.
Отец Елизаветы Васильевны - Василий  Александрович Сухово-Кобылин (1784-1873) - герой Отечественной войны 1812 г., предводитель подольского дворянства. Степенный, с гордой осанкой, седовласый полковник-конноартиллерист в отставке, лишившийся глаза в сражении с французами, являл собой живую историю. Георгиевский крест 4-й степени был вручен ему великим князем Константином Павловичем, а прусский орден "За достоинство" он получил от героя Ватерлоо прославленного фельдмаршала Блюхера.
Мать - Мария Ивановна, урожденная Шепелева (1789-1862), отличалась не только красотой, но и образованностью. Чрезвычайно экспрессивная, вспыльчивая, она обладала незаурядным умом, интересовалась наукой, искусством, занималась переводами философских сочинений. В 1814 г. она вышла замуж за В.А.Сухово-Кобылина. Спустя год на свет появился их первенец - дочь Елизавета. Затем родились еще трое детей – сын Александр (1817-1903) и две дочери Евдокия (1819-1896) и Софья (1825-1867). 
Родители придавали большое значение образованию молодого поколения. Детям с юных лет прививали любовь к искусству, литературе и философии. С самого раннего возраста к ним были приставлены, кроме няни, гувернантка француженка и гувернер-немец. Им преподавали известные профессора Московского университета: поэт и переводчик С. Е. Раич,  ученый-юрист Ф.Л. Морошкин. Курс истории и культуры детям Сухово-Кобылиных читал критик, журналист, историк, этнограф, философ, редактор и издатель журнала «Телескоп» Николай Иванович Надеждин.
Результаты не заставили себя ждать. Молодое поколение прославило фамилию Сухово-Кобылиных. Александр стал одним из выдающихся русских писателей и драматургов XIX в., чьи пьесы «Свадьба Кречинского», «Смерть Тарелкина» и сейчас украшают театральные афиши. Софья – известна как талантливая пейзажистка, первая женщина, окончившая Академию художеств с золотой медалью. Не проявила себя на профессиональном поприще только Евдокия. Но она была так хороша, нежна и добра, что все звали ее Душа, Душенька. И.В.Тургенев писал о ней как о человеке редкого обаяния и душевной привлекательности. Влюбленный в нее поэт Н.П. Огарев посвятил ей цикл стихотворений под названием «BuchderLiebe» («Книга любви»). По мнению критиков этот цикл можно считать лучшим в его поэтическом творчестве.  Важным источником вдохновения Огарева в начале 40-х годов были письма к той же Е.В.Сухово-Кобылиной. Выйдя замуж за камергера Императорского двора, богатого помещика М.Ф. Петрово-Солово, Евдокия стала придворной дамой.
В своем доме напротив Страстного монастыря, недалеко от Тверской улицы (впоследствии он получил название «Дом Фамусова»), Мария Ивановна завела один из лучших салонов Москвы. Исключительные качества хозяйки привлекали в ее гостиную известных писателей, поэтов, общественных деятелей. Вечерние собрания у Сухово-Кобылиных историк А.Л.Погодин называл средоточием литературного движения, ареопагом печатных явлений. 
Между Н.И.Надеждиным и Елизаветой Васильевной возникло необыкновенно сильное взаимное чувство. Роман учителя и ученицы вызвал страшный скандал в семье. Родители не могли согласиться на брак дворянки с поповичем. Тяжелые переживания серьезно подорвали здоровье девушки, и «взбалмошную Лизу» было решено увезти на воды в Европу.  Определенные надежды возлагались и на то, что время и расстояние «излечат» влюбленных.  Усилия семьи не прошли даром, и спустя несколько лет, предположительно в 1837 г., Елизавета Васильевна, вышла замуж во Франции за  представителя древнего графского рода Анри Салиаса де Турнемир. Согласно официальным документам, Салиасы вели свою родословную с 1284 г. 
После свадьбы молодые переехали в Москву. Василий Александрович перекрестил своего зятя из Анри (Генриха) в Андрея Ивановича, заявив, что не хочет, чтобы его внуки были Генриховичами. Современники довольно скептически отзывались о графе Салиас де Турнемир. Красавец, веселого нрава, наделенный талантом художника, он  обладал задатками авантюриста: задумав наладить производство в России шампанского,  промотал на этом предприятии все состояние жены. Московскую публику раздражали его сатирические эпиграммы, сыпавшиеся на знатных представителей общества. В 1844 г. граф Салиас де Турнемир за участие в дуэли был выслан во Францию. Его жена и трое малолетних детей: сын Евгений (1840-1908), дочери Ольга (1842-1901) и Мария (1842-1906) остались в России. В дальнейшем Е.А.Салиас де Турнемир прославился как автор исторических романов «Пугачевцы», «Аракчеевский сынок» и др. В начале ХХ в. критики называли его «последним литератором, на котором покоилось благословение Герцена и Огарева».Ольгавышла замуж за К.Н.Жукова.Самая младшаяМария стала женой генерал-фельдмаршала И.В. Гурко.
После отъезда мужа, Елизавета Васильевна, оказалась «соломенной» вдовой. В это время и проявился ее твердый волевой характер. Не имея средств к существованию, она занялась литературным ремеслом. В 1849 г. под псевдонимом Е.Тур Елизавета Васильевна публикует первую повесть «Ошибка», которая имела большой успех.
О происхождении псевдонима писательницы ходили разные слухи. Некоторые усматривали в нем сокращение от «Тургенев», подозревая роман начинающего дарования с известным писателем. На самом деле как, вспоминал Евгений Салиас де Турнемир, мать  «безумно любила имя «Евгений» и «Евгения». Она же была страстная поклонница Пушкина и, в частности, «Онегина». Отсюда… имя Евгения взяли без дальних разговоров. Потом стали искать фамилию. «Евгения Саль» - сокращенное от «Салиас», но «саль» по-французски «грязный», - некрасиво, «Евгения Льяс» - не звучно, «Евгения Немир» - длинно. И всем понравилось «Евгения Тур»». Через некоторое время все заговорили о новой талантливой писательнице, что было редкостью  в XIX в.: женщине-писательнице сложно было добиться признания среди своих коллег-мужчин и успеха у широкой публики. Такими были традиции в обществе, такой была и степень эмансипации.
«Первое произведение, замеченное публикой и расхваленное критикой, конечно, ввело мою мать сразу в тогдашний литературный круг, - вспоминал сын, - и в доме нашем стали бывать такие личности, как Грановский, Шевырев, Станкевич… но вместе с ними снова появились и старые друзья, Раич и М.А.Максимович, прежние наставники матери по русскому языку и литературе. <…> Моя мать обладала удивительной способностью всю жизнь сочетать в себе женщину, трудящуюся без устали, не покладая рук, то есть пера, с женщиной светской в широком смысле слова…». Действительно московский дом Елизаветы Васильевны превратился в литературный салон, где часто бывали: Н.П.Огарев, И.С.Тургенев, В.П.Боткин, М.Н.Катков, Е.П.Ростопчин, Н.С.Лесков, С.В.Энгельгардт и др.
Через два года вышел в свет роман «Племянница», в котором графиня Е.В.Салиас проявила себя уже вполне зрелым литератором. Популярность Е.Тур была такова, что журнал «Современник» отложил публикацию анонсированного романа Н.А.Некрасова «Мертвое озеро» с тем, чтобы дать место ее новому произведению. Расчет издателей оказался верным. По признанию И.С.Тургенева: «блестящие надежды, возбужденные госпожою Тур, оправдались настолько, что уже перестали быть надеждами, и сделались достоянием нашей литературы: дарование госпожи Тур, слава Богу, не нуждается в поощрении и может с честью выдержать самую строгую оценку». Роман «Пчела» явился вершиной профессиональной деятельности Е.Тур.
Последующие произведения роман «Три поры жизни» (1853-1854), повести «Долг» (1850), «Две сестры» (1851), «Заколдованный круг» (1854), «Старушка» (1856), «На рубеже» (1857), пьесы «Первое апреля» (1851) и «Чужая душа - потемки» (1852) были встречены более сдержанно.
В соответствие с идеалами феминизма героини романов Е.Тур, в отличие от мужских персонажей, выделялись своим умом и нравственными достоинствами («Ошибка», «Племянница»). Сочинения писательницы отражали ее смелые взгляды на воспитание и образование женщины, ее роль в обществе. В силу этого новаторство Е.Тур воспринималось критиками  как отступление от литературного канона, а переосмысление традиционных стереотипов оказывалось неприемлемым.Так, анонимный рецензент, откликнувшийся на роман «Племянница», призывал автора: «Не надо переделывать мужчин: они удивительно хорошо подобраны к женщинам и их настоящему счастью».Произведения вызвали сильный резонанс в литературных кругах России. Многочисленные дискуссии и статьи, принадлежавшие перу крупнейших писателей и критиков, в значительной  мере, способствовали популяризации творчества Е.Тур. «Сальяс, графиня Елизавета Васильевна <...> стоит во главе современных русских писательниц. Произведения ее известны всей читающей публике», - отмечалось в «Словаре русских писательниц» за 1865 г.
В середине 1850-х-1860-х гг. Е.Тур сосредоточилась на критике и публицистике. На страницах таких известных периодических изданий как «Русский вестник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Северная пчела», «Время» и других, она вновь обратилась к вопросу о положении женщин в обществе. Феминистские воззрения дали основание современникам называть ее «русской Жорж Санд». В дальнейшем она выступала в качестве литературного критика произведений как классиков - Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, так и молодых литераторов - М.В.Авдеева, Н.Д.Хвощинской. Весьма плодотворным было ее сотрудничество с одним из наиболее авторитетных изданий - «Русским вестником». Начиная с 1857 г. в этом журнале печатались ее статьи критико-биографического характера. Однако спустя три года Е.Тур отказалась от сотрудничества вследствие полемики со всемогущим редактором М.Н.Катковым. Поводом для разрыва послужила опубликованная в «Русском вестнике» статья Е.Тур «Госпожа Свечина». Катков сопроводил материал редакционными комментариями, которые вызвали острые прения с автором. В связи с этим известный публицист Д.И. Писарев критиковал «Русский Вестник» за то, что он «не уважает умственной самодеятельности своих сотрудников».
В 1861 - 1862 гг. Е.В.Салиас издавала в Москве журнал «Русская речь», освещавший вопросы литературы, истории, искусства, общественной жизни в России и на Западе. Редактировать издание ей помогал журналист, историк и давний друг семейства Е.М.Феоктистов.
«Русская речь» занимала видное место в ряду органов печати умеренного либерализма. В мае 1861 г. (с № 39) журнал объединился с «Московским Вестником». В связи с этим преобразованием общая редакция перешла к Е.М.Феоктистову, который взял на себя также заведование политическим отделом, за Е.Тур осталась литературная часть издания. Вследствие финансовых трудностей журнал просуществовал всего год. Скептически относившийся к новым веяниям поэт и переводчик Б.Н.Алмазов посвятил этому событию ехидную стихотворную пародию «Похороны «Русской Речи»», где были такие строки:
Пал журнал новорожденный -
Орган женского ума,
И над плачущей вселенной
Воцарилась снова тьма...
Одним из сотрудников «Русской Речи» был историк и публицист, профессор всеобщей истории Московского университета Г.В.Вызинский (1834-1879), поляк по происхождению, видный деятель польской эмиграции, впоследствии участник польского восстания 1863 г. Будучи по словам Герцена натурой «доброй и экзальтированной», графиня Е.В.Салиас увлеклась им и его идеями и стала ярой сторонницей движения за освобождение Польши. Она также    сочувствовала студенческому движению, участником которого был ее сын.   В этот период «дом ее сделался мало-помалу сборищем бог знает какого люда, - вспоминал Е.М.Феоктистов, - все это ораторствовало о свободе, равенстве, о необходимости борьбы с правительством и т.п.».
В результате за графиней Е.В.Салиас было установлено полицейское наблюдение, которое было снято только в 1882 г.  Опасаясь высылки, она покинула Россию в конце 1861 г. и уехала во Францию, откуда вернулась только в 1869 г. За границей она не прекратила своей литературной и общественной деятельности, участвовала в благотворительных инициативах в пользу русских эмигрантов, о чем свидетельствуют письма к графине Салиас одного из организаторов студенческого политического клуба «Гейдельбергской читальни» В.Ф.Лугинина. В этот период она часто посещала центры русской эмиграции в Гейдельберге, Цюрихе, Женеве. Во время пребывания М.А.Бакунина во Флоренции 1864 г. Салиас была его постоянной корреспонденткой. В дальнейшем они продолжили переписку.  
Е.В. Салиас глубоко переживала все происходившее на родине. Так, обращаясь к своей близкой подруге А.П.Сусловой, 16 октября 1864 г. она писала: «Что ни говорите, нигде в другой стране такого рабства, жестокостей, преступлений и бесчеловечий не вынесут. Отчаяние берет…».
После возвращения в Россию начался завершающий период творческой деятельности писательницы, изменилась и ее политическая позиция: от прежних либеральных убеждений она перешла к крайне консервативным.
В 1870-х - 1880-х гг. Е.Тур практически отошла от литературной критики и обратилась к созданию переводных и оригинальных произведений для детей, а также работ религиозно-исторического характера, которые пользовались большой популярностью. Например, ее повесть о раннехристианской жизни «Катакомбы» выдержала четырнадцать изданий.
В последние годы жизни Е.В. Салиас де Турнемир жила главным образом в своем калужском имении. «Русской Жорж Санд» не стало в 1892 г. Она умерла в Варшаве, в резиденции зятя - генерал-губернатора И.В. Гурко. В соответствии с волей  писательницы ее прах был перенесен в родовую усыпальницу Шепелевых, находящуюся в монастыре Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой Пустыни.

Комментарии

  1. В вашем тексте есть ошибки - "Ольга (1842-1901), Мария (1842-1906)". Ольга Андреевна Салиас де Турнемир (в замужестве Жукова) родилась 12 апреля 1842 года и умерла не ранее июня 1917 года. Мария Андреевна Салиас де Турнемир (в замужестве Жукова) родилась 1 ноября 1838 года. С уважением, Ольга К. Боголепова

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Самый русский пейзажист

30 августа 1860 года родился великий русский художник Исаак Левитан. За 20 лет своего творчества, Левитан создал и сделал для России столько, сколько не удалось сделать всем пейзажистам России вместе взятым. Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. "Золотая осень" Айвазовский, Шишкин, Левитан. Мастера русского пейзажа [Текст] / [авт. разд. : Евстратова Е. Н., Сергиевская Н. И.]. - Москва : Медиа Групп, 2014. - 299, [4] с. : цв. ил.; 26 см.; ISBN 978-5-373-06089-9  Книга рассказывает о жизни и творчестве ярчайших мастеров русского пейзажа - "великого романтика моря" Ивана Айвазовского, воспевшего красоту и мощь морской стихии; "богатыря русского пейзажа" Ивана Шишкина, в своем творчестве сложившего торжественный гимн родной природе; родоначальника "пейзажа-настроения" Исаака Левитана, создавшего самые поэтичные образы русской природ

155 лет автору "Синей птицы"

Морис Метерлинк 29 августа 1862 года родился знаменитый бельгийский писатель и драматург Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк. Будущий литератор родился в бельгийском городе Гент в семье богатого нотариуса. Первая публикация писателя – стихотворение – вышла в 1883 году в журнале "Jeune Belgique". Но заниматься литературой Метерлинк не собирался. В 1885 году он окончил юридический факультет Гентского университета и получил право заниматься адвокатской практикой. Литература была всего лишь увлечением юноши. В 1888 году Метерлинк издал на деньги своих родителей поэтический сборник "Оранжереи", а годом позже вышла его первая пьеса "Принцесса Мален". Огромное влияние на мироощущение писателя оказал символизм. С этим течением Метерлинк познакомился в 1896 году, когда переехал жить во Францию. Именно там он написал свои знаменитые пьесы: "Непрошенная", "Слепые", "Пелеас и Мелисанда" и другие. Героями Метерлинка стали люди,

Ах уж эта Астахова!

Дорогие друзья! Поздравляем вас с Международным Днем поэзии! По традиции в этот день мы знакомим вас с одним из молодых современных российских поэтов, популярных в интернет-пространстве и, увы, мало знакомых широкому кругу любителей стихов. Читайте и наслаждайтесь! ОБ АВТОРЕ Ирина Астахова (творческий псевдоним Ах Астахова) – молодая и популярная в современном литературном сообществе поэтесса из Москвы. Её выступления собирают сотни и тысячи зрителей в концертных залах разных городов России, Украины, Беларуси, а также Франции, Германии, Чехии, Испании и Италии. В 2013-2014 году Ах Астахова дала более 120 концертов в 53х городах и 8 странах, которые посетили более 35 000 человек. Что делает ее одним из самых востребованных публикой поэтом в современном русскоязычном пространстве. Лауреат творческих премий и конкурсов, таких как «Паруса надежды» в номинации «Авторское чтение», «Золотая Горгулья" от клуба «16 тонн» в номинации «Лучший арт проект года» и др.