Виртуальная музыкальная гостиная к 130-летию С. С. Прокофьева
23 апреля 2021 г. весь музыкальный мир отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста, дирижёра и педагога Сергея Сергеевича Прокофьева.
Будущий музыкант родился в 1891 году в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл. Украины), в семье учёного-агронома. Из троих детей, родившихся в семье Прокофьевых, выжил только один - Серёжа. Поздний и на редкость одарённый мальчик был горячо любим родителями и платил им такой же любовью. Все интересы семьи были посвящены воспитанию сына. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике, мать - иностранным языкам и музыке.
В 6 лет Серёжа сочинил Марш в 4 руки. Первые пьесы, вальс, марш, рондо были записаны и переплетены в альбом, на котором золотом красовалось: "Сочинения Серёженьки Прокофьева".
В Сонцовке Серёжа проявил редкую наблюдательность и разнообразие интересов: театральные постановки, различные игры, сад, в котором сажались цветы, собаки, шахматы, увлечение железной дорогой и расписанием поездов, газета, которая издавалась для отца. Дни начинающего композитора проходили очень насыщенно. О его динамичности, стремительности, которая будет сопровождать Прокофьева всю жизнь, можно судить по письмам, в которых практически нет гласных, всё в сокращениях.
Пьеса «Утро» «Первый концерт»
В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 г. он поступил в Петербургскую консерваторию. Вступительный экзамен прошёл блестяще. Приёмная комиссия, в которой были Глазунов и Римский-Корсаков, была восхищена абсолютным слухом, умением читать с листа, а также солидным грузом сочинений, которые принёс с собой тринадцатилетний композитор.
«Я вошёл, - рассказывал Прокофьев, - сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали 4 оперы, две сонаты, симфония и много фортепианных пьесок. "Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен».
Сергей Прокофьев был принят в класс гармонии Лядова, инструментовки Римского-Корсакова. Студент, "высокий подвижный мальчик", заметно выделялся своими знаниями, чем мгновенно завоевал уважение. Выработанная с детства черта - иметь обо всём собственное мнение,- с годами усиливалась, и Прокофьев снискал репутацию задиры. Резкость, озорство, упорное нежелание считаться с авторитетами не мешали ему выделяться в консерватории ярким талантом, любознательностью, мгновенной реакцией, изумительным чувством юмора. Его побаивались и любили.
Сергей с матерью с восхищением отдались власти столичного города. Они путешествовали по живописным местам, посещали дворцы, театры, увлекались шахматными турнирами.В 1909 году Прокофьев закончил консерваторию как композитор, а через пять лет — как пианист (до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа). Его наградили золотой медалью и премией имени А. Рубинштейна - великолепным роялем. В последующие годы Прокофьев много концертировал именно как пианист.
1 концерт для фортепиано с оркестром
Летом 1914 года Прокофьев получил подарок от матери - разрешение поехать в Лондон. Там молодой композитор познакомился с Фёдором Шаляпиным и Сергеем Дягилевым.
Дягилев, организатор
"Русских сезонов" в Париже и Лондоне,
открывал для Европы русское искусство.
Он обожал Россию и всё русское до
фанатизма. Антрепренёр предложил
Прокофьеву создать спектакль на русские
сюжеты. Так родился балет "Шут" по
мотивам русской народной сказки из
сборника Афанасьева.
В предреволюционные годы Прокофьев создал музыкальную сказку "Гадкий утёнок" по сказке Андерсена, жизнерадостную и остроумную "Классическую симфонию", оперу "Игрок", закончил цикл фортепианных пьес "Мимолётности". Название цикла подсказано строками из стихотворения Бальмонта:
«В каждой мимолётности вижу
я миры,
Полные изменчивой радужной
игры».
«Мимолётности»
После революции 1917 года Прокофьев решил совершить большое концертное путешествие. Получив разрешение от наркома просвещения Луначарского, он выехал за границу в мае 1918 года. В последующие годы Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР.
В 1921 г. в Америке состоялась триумфальная премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" по сказке Карла Гоцци.
Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
Затем композитор вместе с матерью уехал в Германию, где работал над новой оперой "Огненный ангел". Покой и пленительная природа южной Германии располагали к творчеству. Здесь, в Эттале, Сергей Сергеевич женился на молодой испанской певице Лине Кодина. Лина Ивановна, так звал её Прокофьев, в течение 18 лет делила с композитором его беспокойную жизнь, стала матерью двух его сыновей. Одарённая певица много выступала с исполнением вокальных произведений Прокофьева.
Через два года спокойная жизнь окончилась переездом семьи в шумный Париж. Здесь родился балет о строительстве новой жизни в России -"Стальной скок". На премьере Сергей Прокофьев познакомился с Равелем, Стравинским, Пикассо.
В недолгие часы отдыха после напряжённого творческого труда Прокофьев радушно встречал гостей. У него бывали Ч. Чаплин, Ф. Шаляпин, шахматисты Алёхин, Капабланка. Появилось новое увлечение - автомобиль. Композитор совершил поездки по Франции, Швейцарии.Однако со временем у Сергея Прокофьева возникла ностальгия по родине. «Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, вспыхивающую мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни. Здесь я лишаюсь сил. Мне грозит опасность погибнуть от академизма. Да, друг мой, я возвращаюсь...», - говорил он своему парижскому другу Сержу Морё.
В Советском Союзе музыка Прокофьева завоёвывала всё большее признание. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой и сыновьями.
В 1936 г. Сергей Прокофьев написал для Центрального детского театра симфоническую сказку "Петя и волк", получившую широкую известность. В эти и последующие годы композитор создал балеты "Ромео и Джульетта" (1935) и "Золушка" (1944), а также написал музыку к кинофильмам "Поручик Киже" (1934), "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1945).
Вальс из балета «Золушка»
В годы войны Прокофьев тяжело болел. Врачи разрешили ему работать не более 20 минут в день. Но, невзирая на запреты, композитор продолжал писать музыку.
В 1948 г. Сергей Прокофьев, наряду с некоторыми другими советскими композиторами, подвергся партийной критике за "формалистический и антинародный" характер творчества и симпатии к "упадочному" искусству Запада. После этого композитор создал оперу "Повесть о настоящем человеке" (1948) по одноименному произведению Бориса Полевого, балет "Сказ о каменном цветке" (1950) и др.Всего Сергей Прокофьев написал 9 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 инструментальных концертов, более 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, ряд пьес и романсов, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.
Фрагмент балета «Ромео и Джульетта»
В 1947 г. композитор был удостоен звания народного артиста РСФСР. Сергей Прокофьев шесть раз становился лауреатом Сталинских премий, награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1957 г. ему посмертно присуждена Ленинская премия. Произведения Прокофьева вошли в Золотой фонд русского искусства. Считается, что в прошлом столетии именно Прокофьев изменил музыкальный язык. « Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка…», - говорил Сергей Прокофьев и стал истинным новатором в музыке своего времени. Его новаторство не всегда принималось современниками, однако получило высочайшую оценку спустя поколения.
Сергей Сергеевич Прокофьев скончался 5 марта 1953 г. в московской коммунальной квартире. Поскольку композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, его похороны на Новодевичьем кладбище остались почти незамеченными.
Это любопытно:Сергей Прокофьев был талантливым писателем. «Литературное наследие композитора, безусловно, достойно издания отдельным собранием… Прокофьев-писатель на протяжении всей жизни бросал вызов Прокофьеву-музыканту; иными словами, буквы и запятые удавались ему не хуже, чем ноты и паузы». (Наталия Савкина).
Симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьев написал за 4 дня. «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки…». (С Прокофьев)
«Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру ещё не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. В итоге мультфильм вошёл в золотую коллекцию студии.
В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила «Оскар» Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
Рекомендуем прочитать:
Прокофьев, С. С. Автобиография
Знаменитая,
давно уже ставшая библиографической
редкостью "Автобиография" Сергея
Прокофьева возвращается к отечественному
читателю обновлённой - в ней раскрыты
все купюры, осуществлённые в предыдущих
изданиях советского периода.
В
"Автобиографии" подробно описаны
детские и юношеские годы композитора,
а дальнейшее повествование продолжено
автором в другой книге - легендарных
Дневниках. Вместе они составляют
своеобразную "дилогию", по своим
литературным качествам вполне способную
соперничать с музыкальным творчеством
великого мастера.
Комментарии
Отправить комментарий