5 июня 2016 г.

Донская киноповесть. Факт #5

У романа "Тихий Дон" особая кинобиография: в переломные моменты истории кинорежиссеры неизменно обращаются к этой книге.
Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.
В 1931 году, когда были известны только две первые завершённые книги романа, режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли по своему сценарию немую версию "Тихого Дона". Автор романа Михаил Шолохов лично консультировал сценаристов. В картине акцентировались взаимоотношения Григория и Аксиньи, разыгрывалась мучительная, запретная любовь, на которую обрушились роковые обстоятельства.
У фильма был трудный путь к зрителю - картину пытались не выпускать на экраны, "приговор был такой: "казачий адюльтер", "любование бытом казачества", "внеклассовость и отсутствие поддержки революции".
После выхода "Тихого Дона" режиссеры были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой "за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей".

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели". 1957 г. Сергей Герасимов
По совету Шолохова местом натурных съёмок был выбран район города Каменска-Шахтинского на Северском Донце.
Там, в городе, решено было обосновать штаб киноэкспедиции, а в четырнадцати километрах от него — на хуторе Диченске — возвести «хутор Татарский».
И вот закипела работа: один за другим сооружались курени Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, появился широкий майдан и на нём живописная белая церковь, на вид как настоящая, хотя и сделанная из обыкновенной фанеры.
В самом городе Каменске-Шахтинском на железнодорожных путях возникли декорации Новочеркасского вокзала и станций Нарва и Разгон. Приехав в Диченск, Глебов как бы перестал быть самим собой и превратился в донского казака.
Где только не видели его участники съёмочной группы: на полевых работах, на сенокосе, на рыбалке… И везде он был с местными казаками, старался ничем не отличаться от них. В привольной степи разделял с ними вечернюю трапезу, пел задушевные казачьи песни.
Многие актёры даже в свободное время находились в образе. Ильченко ходил прихрамывая, опираясь на палку. Он стремился и в обыденной жизни быть Пантелеем Мелеховым.
Быстрицкая и Кириенко старались не пользоваться в Каменске водопроводом. С коромыслами на плечах они сами ходили за водой. На съёмках искали и находили пути создания «выхваченного» из массовки крупнопланового кадра.
Создавая киноэпопею, постановщик уделял исключительное внимание массовым сценам. Иногда толпа служила фоном, чаще — составляла окружение героев. Но главная задача массовки — коллективный портрет. Все это требовало достоверности, подлинности бытовых деталей. И здесь немало потрудились казаки и казачки Диченска.
Местные жители участвовали в павильонных съёмках свадьбы Григория. Они подготовили праздничные наряды, подсказали, как по старинному казачьему обычаю следует накрыть свадебный стол, помогли артистам освоить народный донской танец.

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы. И вот весной 1991 года, в половодье, по высокой донской воде поднялся и стал на прикол около хутора Лебяжьего теплоход "Дунай", оборудованный под гостиницу для участников съемочной группы. Отсюда до Вешенской рукой подать, заводь тихая, укрывающая судно от ледохода.
И в самих Вешках гостиница и частные дома готовились размещать артистов. Съемки проходили в самой Вешенской, в станице Еланской, в хуторе Калининском, который географически совпадает с вымышленным хутором Татарским.
Третья по счету экранизация романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» по всем признакам должна была стать наиболее запоминающейся. Хотя бы одно только сочетание двух великих – Шолохова как автора и Сергея Бондарчука как режиссера - должны были автоматически обеспечить успех картины. И действительно, фильм наделал много шума – российские зрители не поняли, что им показывают – последний шедевр гениального режиссера или мыльную оперу со спецэффектами. Тем не менее показ «Тихого Дона» Бондарчука стал по-настоящему громким событием.
Конечно, сразу нужно отметить, что сам фильм снимался в непростое время – в начале 90-х годов. Эти съемки стали серьезным экспериментом совместной работы российского и западного киноискусства. На этом проекте столкнулись отечественное творческое начало, которое нес Сергей Бондарчук, и западный коммерческий принцип в лице итальянских продюсеров. Так Бондарчук был вынужден взять на главные роли звезд мирового экрана – высоких профессионалов, которые, к сожалению, не смогли вжиться в шолоховские образы. Но это все художественные тонкости, которых мы коснемся позже. Сам рабочий материал картины был арестован итальянским банком за долги. Поэтому фильм находился в Италии, пока на политическом уровне не урегулировались условия его возврата. Отснятый материал был возвращен в Россию. Его окончательным сведением занимался Федор Бондарчук.
Первый показ предваряла активная рекламная кампания. Поэтому у обывателя сложилось ощущение маленькой победы. Все-таки вернули на родину национальное достояние. С политической точки зрения это можно было рассматривать как большой плюс. Тем не менее акценты начали довольно быстро смещаться к противоположному знаку. После показа первой серии столь долгожданный фильм произвел неоднозначное впечатление. Не только простые зрители, далекие от исторических и культурных тонкостей, но и историки, и представители творческих профессий, и прежде всего сами казаки пришли поначалу в недоумение, а потом откровенно возмутились премьерой. Последний фильм Сергея Бондарчука произвел эффект культурного шока. Премьера исполнила роль фитиля, от которого сдетонировало национальное самосознание.

Четвертая экранизация. Съемки картины «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка проходили в станице Еланской Ростовской области с июня 2014 года. Для фильма были построены полномасштабные декорации.   Декорации для съемок строили больше года. Если собрать вместе все здания, построенные художником-постановщиком на разных площадках, получится целая станица. Горшки и стаканы, чугунные сковородки и латунные чайники, скатерти и занавески, гармошка и сундуки, пяльцы и напёрстки – все, без чего невозможно семейное житье-бытье, было собрано у коллекционеров, местных жителей, в музеях.  Пантелей Прокофьевич носил в левом ухе серебряную серьгу. И эта серьга – самая настоящая, казацкая, ее специально принес для Сергея Маковецкого местный житель, сам казак и внук казака. Внешность и поведение всех актеров тоже соответствовали исторической правде. Для фильма они должны были превратиться в героев, которые жили здесь сто лет назад. Им пришлось учиться правильно разговаривать, плясать, ходить, смеяться, лепить вареники и резать арбузы, купаться в Дону и креститься. Молодые актрисы учились прясть и доить коров, носить воду на коромысле.   Для того, чтобы в кадре появилось огромное поле подсолнухов, в котором происходит встреча Аксиньи и Григория, съемочная группа арендовала большой участок земли и засеяла его раньше срока. Только так можно было добиться, чтобы подсолнухи достигли нужной фазы цветения как раз к моменту съемок. Мужчины на съемках учились рубиться шашками и стрелять из винтовок. С особым вниманием военные консультанты следили за обмундированием и оружием, боями и сражениями, винтовками, шашками, тачанками, пулеметами. Герои за десять лет (время действия романа) успели повоевать и на Первой мировой, и на Гражданской. Лошадей донской породы для фильма пришлось собирать по всей Ростовской области. Все актеры брали уроки верховой езды, и все выучились отлично держаться в седле. Иначе стыдно было бы играть казаков. Кони, на которых работал Евгений Ткачук, оказались просто талантливыми: всё понимали с полуслова и вели себя в кадре, как настоящие артисты.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий