5 июня 2016 г.

Донская киноповесть. Факт #6

Экранизации произведений Анатолия Калинина

А.В.Калинин
Анатолий Вениаминович Калинин — известный советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; общественный деятель и гражданин.  
Родился 22 августа 1916 года в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в семье учителя, происходившего из донских казаков.
После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинину: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» Ориентация на знаменитого земляка была очевидна. Отдельной книгой роман был напечатан в Ростове-на-Дону в 1941. В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Калинин - фронтовой корреспондент «Комсомольской правды». Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951).
После войны Калинин поселился на Дону, в х. Пухляковский, Усть-Донецкого района. На материале колхозной жизни им написаны здесь книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968). В романе «Запретная зона» (книга 1, 1962) повествуется о строительстве Волго-Донского канала.
Картины прошедшей войны оживают в повести Калинина «Эхо войны» (1963) и романе «Суровое поле» (1958). Калинину принадлежат также повесть «Цыган» (1960-1970), роман «Гремите, колокола!» (1967), посвященный проблемам семейного воспитания, книга очерков о М.А. Шолохове «Вешенское лето» (1964) и другие.
Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь».
А. В. Калинин умер 12 июня 2008 года на хуторе Пухляковском Ростовской области. Похоронен там же, во дворе своего собственного дома.

«Цыган»
Клавдия Пухлякова, мать грудной девочки, находит у раздавленной немецкими танками кибитки мальчика и усыновляет его. Проходит 17 лет. Счастье матери, не знающей об истинных родителях сына, омрачает страх. Неожиданно в селе появляется цыган Будулай и очень быстро завоевывает симпатии юноши...

Экранизация 1967 года
Режиссер: Евгений Матвеев
В ролях: Евгений Матвеев, Людмила Хитяева и др.
Интересные факты:
Лидер проката 1968 года
Первая режиссерская работа Е.Матвеева

Экранизация 1976 года. 4 серии
Режиссер: Александр Бланк
Композитор: Валерий Зубков
В ролях: Клара Лучко, Михай Волонтир и др.
Интересные факты:
Исполнительницу главной роли выбрал сам А.Калинин, а Волонтира на роль Будулая порекомендовала сама Клара Лучко.
М.Волонтир во время съемок жил отдельно от съемочной группы. Когда он узнал, что Лучко за съемочный день начислили 40 рублей, а ему 7, то сказал, что будет сниматься бесплатно, подачки ему не нужны. Это не помешало исполнителям главных ролей сдружиться и сыграть чувства так, что зрители поверили в их любовь и в жизни.
1979 год. На экраны выходит "Возвращение Будулая". В главных ролях все те же актеры – Волонтир, Лучко, Русланова... 
Бандиты жестоко избили Будулая, и память не возвращалась к нему более полугода. Только случайная встреча с сыном Ваней, который узнал от матери, кто его настоящий отец, помогла цыгану вспомнить свое прошлое.
Будулай решает найти преступников. Ему помогают друзья и милиция. После того, как бандиты оказываются за решёткой, цыган возвращается к Клавдии и любимому сыну на донской хутор Вербный.

Из статьи С.Долгополова «И вот я сам как Будулай» http://www.km.ru/v-rossii/2007/03/22/rostov-na-donu/i-vot-ya-sam-kak-budulai
Старинный хутор Пухляковский не только один из живописнейших уголков нашей области, давно приглянувшийся художникам – пейзажистам. Это еще и кинематографическое местечко.
В поле зрения кинематографистов х. Пухляковский попал благодаря писателю Анатолию Калинину, для которого давно стал второй родиной. Когда режиссеры экранизировали его произведения, они и снимали в Пухляковском. Или – неподалеку.
Хуторяне любят рассказывать о том, как снимался здесь «Цыган». «Цыган» стал своеобразной визитной карточкой Пухляковского. Недаром впервые приезжающие сюда спрашивают:
– А где тут кузня Будулая и Клавдин курень?
Справедливости ради напомним, что экранизаций «Цыгана» было несколько. Первая появилась в 1967 году. Сценаристом, режиссером, а также исполнителем главной роли был Евгений Матвеев, а в партнерши себе выбрал Людмилу Хитяеву.
Успех фильма был оглушительный. Письма зрителей Калинину хлынули потоком: «Будулай снова позвал меня в дорогу, и повесть сама собой переросла в роман», – говорил писатель.
Была еще телеверсия («Цыганский остров»), где Клавдию Пухлякову играла Ирина Купченко, а Будулая – Отар Мегвинетухуцеси. Однако для большинства наших современников Клавдия и Будулай – это прежде всего Клара Лучко и Михай Волонтир, сыгравшие в 1979 году в четырехсерийной экранизации «Цыгана».
Курень Клавдии Пухляковой, так часто возникавший на экране, не был декорацией. Это – настоящий казачий курень, и у него есть хозяйка – Лариса Ивановна Сухарева. Куреню более ста лет. Его еще дед Сухаревой построил.
Лариса Ивановна вспоминает, что взгляд на ее курень положил режиссер – Александр Бланк. Но не каждый отважится предоставить свой дом в распоряжение киношников… Лариса Ивановна согласилась на это из уважения к Анатолию Калинину – писатель сам приходил к ней, чтобы сказать о выборе, сделанном Бланком.
С тех пор туристы частенько фотографируются на фоне сухаревского куреня – исторической и кинематографической пухляковской достопримечательности. А Клара Лучко уехала с тех съемок с подарком хозяйки – старинным зеркалом. Оно и по сию пору висит в ее московской квартире.
Вообще Клара Лучко с большой теплотой вспоминала время, проведенное в Пухляковском на съемках «Цыгана». «Благодаря Анатолию Вениаминовичу Калинину, – писала она, – я, запорожская казачка по рождению и кубанская по фильму «Кубанские казаки», стала еще и донской, то есть трижды казачкой».


«Возврата нет»
История любви Антонины Кашириной и Николая Никитина, начавшаяся во время окупации в донской станице.
Если Мордюкова в своей героине передала любовь матери-родины, а затем трагедию брошенной женщины, то Дворжецкий в своём герое показал трагедию человека, который разрывается между чувством долга и новой любовью - к невестке своей жены. И хотя в сложной семейной ситуации возврата для всех героев назад нет, они сумеют, несмотря на боль и утраты, сохранить своё человеческое достоинство.

Экранизация 1973 года
Режиссер: Алексей Салтыков
Композитор: Андрей Эшпай
В ролях: Нонна Мордюкова, Владислав Дворжецкий, Николай Еременко и др.
Интересные факты:
За роль Антонины Кашириной Н.Мордюкова была признана лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран».

Заседание бюро райкома, строительные материалы, похищенные из лесхоза, фашистские танки на берегу тихого Дона, общее собрание колхозников, избирающее нового председателя, вчерашнего фронтовика, непорядки на ферме... Все это, как видим, живые подробности недавней нашей жизни, довольно часто оживавшие на экране в фильмах последних лет. Но внутри, за всеми этими деталями, нас поджидает нечто неожиданное, совершенно оригинальное. Не то чтобы новое, — скорее напротив, сюжет этого фильма стародавен, как сам мир. Но заявлен он с редкой чистотой и откровенностью... Это фильм о любви, причем о такой любви, которая — «всего сильнее». Фраза эта, о всесилии любовного чувства, которому нельзя ничего приказать, которое само приказывает, как вести себя человеку, произносится по ходу действия тремя героями — из четырех, сошедшихся в этом драматическом конфликте. 
Вдова Каширина, оставшаяся с ребенком на руках, в военное лихолетье спасла и выходила раненого бойца — Колю Никитина. После войны он вернулся к ней и, влекомый чувством благодарности к своей спасительнице, поторопился со свадьбой, не побоявшись разницы лет. Тут, в этом событии, все движущие пружины драмы, которая рано или поздно должна была разразиться. Потому что ребенок подрос, окончил ветеринарный техникум, женился и привел в дом хрупкую, как тростиночка, Ирину. И былая мирная тишина никитинского дома разлетелась в прах. Свекр полюбил сноху. Полюбил ее большой, серьезной любовью, единственной за всю жизнь. И она отвечает ему таким же большим, таким же серьезным чувством. Он возит ее на своем председательском мотоцикле, поджидает по дороге из школы, где она учительствует, исподволь, пряча глаза от жены, следит, как Ирина расчесывается или переодевается... Он не боится людских пересудов. Что бы там ни шептали, что бы ни сплетничали, — любовь сильнее всего! Ну, а боль близкого человека, которой ты заплатишь за собственное счастье? Сильнее ли любовь и этого тоже. 
Антонина Петровна была когда-то председателем колхоза, вывозила трудный воз в самые суровые послевоенные годы, теперь, задним числом, она нет-нет да и пожалеет, что уступила мужу эту каторжную должность, уйдя в домашнюю жизнь и потеряв, благодаря глупому повороту событий, партийный билет. И все же главное ее жизненное испытание — здесь, под кровлей своего дома. Сын, отбившийся от рук, запойно пьющий от неразделенной любви к Ирине, уже приготовил двустволку, чтобы убить отчима. «Тогда уж и меня заодно, из другого ствола», — просит мать. Уж кто-кто, а она-то понимает, что любовь — всего сильнее, что сердцу не прикажешь, что не тюремщик она своему любимому, что не пойдет она жаловаться в райком... А секретарь райкома, проведавший стороной обо всей этой драме, разыгравшейся под крышей крестьянского дома, сочувственно и с душой произносит: «Что ж мы можем сделать? Какое принять решение?... Никакого решения тут не примешь... Сам, только сам Никитин должен решить, что подскажет ему совесть его...»

Виктор Демин
Спутник кинозрителя. 1974. № 8. С. 2

В фильме внука героини Мордюковой играет маленький Валя Карманов. Многим запомнился момент, когда он читает стихотворение Роберта Рождественского. Оказывается, с этим стихотворением Валя проходил пробы в фильм Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Быков его не взял. Зато сохранилась трогательная запись этого выступления, вошедшая в короткометражку «Приглашаются на главную роль».


Комментариев нет:

Отправить комментарий